Двойка пик
nostradamvs пишет:
Несколько дней назад я совершенно случайно посмотрел фильм. Назывался он «Пиковая двойка» (Deuce of Spades) и мне понравился. С виду дешёвенький и сначала даже попахивал трэшняком, но затем появился вполне приличный сюжет, красивая завязка переросла в недорогие, но приличные съёмки, а закончилось… Закончилось так, что стоит посмотреть этот фильм, право слово, стоит.
Но потом я обратил внимание на один момент. Режиссёр фильма – некая Фэйт Грэнджер (Faith Granger). Оп, и автор сценария – Фэйт Грэнджер. С ума сойти, в одной из главных ролей – Фэйт Грэнджер. Ух ты, и продюсер – Фэйт Грэнджер. Да, и музыка к фильму написана Фэйт Грэнджер и сыграна её группой. О чёрт, и оператор – тоже Фэйт Грэнджер!
Ещё более я удивился, когда открыл страницу Фэйт Грэнджер на imdb и обнаружил, что до «Пиковой двойки» она вообще никакого отношения к кинематографу не имела – это её первый фильм во всех качествах: режиссёра, актрисы, продюсера, сценариста, оператора и композитора. И последнее меня совсем вжало в стул. Примерный бюджет фильма по данным imdb – 25000$. Повторяю: двадцать пять тысяч. В то время как Михалков и Кончаловский за миллионы снимают чудовищно трэшовое говно, не имеющее отношение к кинематографу, никому не известная американка за двацать пять тыщ баксов делает очень неплохой фильм со скидкой на дебют и бюджет.
Двойка пик
Ответ на вопрос «Кто такая Фэйт Грэнджер?» оставим пока на потом. Сначала несколько слов о её фильме.
Мне он понравился, да. Потому что он в большей степени рассказывает о моей любимой эпохе – начале 1950-х годов. О молодых ребятах, строящих хотроды на базе «Фордов» тридцатых и бесшабашно рискующих головой в грязевых гонках. О настоящей любви, преградой которой не может стать никакое расстояние – и время. И о человеской подлости и мелочности.
Завязка проста: в наше время не слишком юная, но приятная дама, любительница старинных машин (эту роль и играет Фэйт) случайно покупает на распродаже красивый хотрод Ford 1932 года и находит под обивкой сиденья письмо, написанное 4 сентября 1955 года неким Джонни Кэллоуэем, письмо девушке в Нью-Йорк с западного побережья, через всю страну. И героиня начинает расследование, которое открывает перед нами историю двух людей, развернувшуюся полвека назад.
Фишка в том, что в фильме – много старинных хотродов и других автомобилей, немножко пиротехники, помещения, декорации, съёмки на открытом воздухе, и вообще, не тянет фильм на 25 000$. Ну хотя бы на двести. Вот я и решил посмотреть, кто же такая Фэйт Грэнджер.
На самом деле Ford Deuce – это тот же самый автомобиль, что и Ford Model B. Кличку «двойка» он получила, потому что B – вторая буква алфавита. Эта модель производилась совсем недолго, с 1932 по 1934 года и также носила названия Ford Model 18 и Ford V‑8.
Фишка в том, что именно «двойка» стала популярнейшей базой для хотродов. Я не буду тут переписывать историю хотродостроения на базе «двойки». Вы можете почитать её самостоятельно и посмотреть на красивейшие в мире машины вот здесь: http://www.roadsters.com/deuce/.
В общем, Фэйт Грэнджер давно мечтала о хотроде. И в 2006 году, подкопив денег, купила ту самую «Пиковую двойку», которая и сыграла главную роль в фильме. Фэйт купила машину просто для того, чтобы ездить на ней. Я для этих же целей обязательно куплю себе как-нибудь (надеюсь, в обозримом будущем) Mustang 69-го года. Но это ладно.
Машина с 2002 года стояла в чьём-то гараже, до того сменила множество рук (собственно, гонки на хотродах обрели популярность после войны; машины 30-х годов были дёшевы, сердиты и легко поддавались модернизации, поэтому в США эта культура получила огромное распространение). Фэйт самостоятельно дореставрировала машину – и тут ей пришло в голову снять фильм. Раз – и пришло.
Кстати, на Deuce стоит кастомное рулевое колесо от «Шевроле» 1953 года, «бьюиковские» тормоза и так далее. По сути, кастомизация хотродов очень мало оставляла от оригинального шасси.
В процессе реставрации и участия в любительских гонках на хотродах Фэйт познакомилась со множеством людей, занимавшихся этим профессионально или на уровне постоянного хобби. Среди них были гонщики, реставраторы, механики, просто тусовщики. В съёмках фильма принимало участие 140 человек, и никто их них не получил изначально ни цента – все работали на износ и на энтузиазме. Откуда, думаете вы, взялись все эти люди? Львиная доля их – вовсе не актёры.
В фильме появляются и очень известные люди. Например, самого себя играет кастомайзер и хотродер Джин Винфилд (Gene Winfield)...
...и легенда кастомайзинга Билл Хайнс (Bill Hines).
В 2007 года Фэйт купила кинокамеру и сделала с помощью друзей небольшой документальный фильм о родстерах на базе «двойки» - 75-летие этой модели автолюбители праздновали с большим размахом, и фильм был приурочен к этому событию. Как ни странно, хотрод Фэйт на выставке по этому поводу пользовался немалым зрительским успехом. Тогда Фэйт поняла, что ей по силам и что-то большее, чем простой документальный фильм на полчаса.
Сценарий Фэйт написала за полтора месяца, «достала как кролика из шляпы», говорит она. Начало фильма – точь-в-точь реальность: она и в самом деле так, как в фильме, купила свой хотрод. Но письмо за сиденьем и вся остальная история – плод её фантазии.
А потом начались съёмки. Денег не было чуть больше, чем совсем. Поэтому Фэйт залезла в свой пенсионный фонд, страховку, заклад имущества и долги по самые уши – но нашла 25 000$ на закупку осветительного оборудования и прочих необходимых для съёмок предметов. На профессиональных актёров денег не было: в фильме играют студенты театральных и кинематографических ВУЗов и профессиональные хотродеры, с радостью согласившиеся на аферу. Эти же люди выполняют технические роли.
Вот исполнитель главной роли Тимоти Люк держит микрофон в качестве звукооператора:
А вот сама Фэйт снимает свой фильм на свою единственную камеру:
В выходных данных указаны всего шесть работ, выполненных Фэйт в фильме. Но на самом деле она же подбирала актёров, она же – костюмер, она же искала места для съёмок, она – всё. В начале фильма написанное: «Кинокомпания Фэйт Грэнджер» представляет» - и всё, никаких спонсоров, никаких китов. Только она одна. Все сбережения она тоже вбухала в фильм. Да, и монтаж отснятого материала – тоже она, чуть не забыл. Да, и макияж для актёров – тоже она.
Чёрт, я пишу эти строки и медленно фигею, право слово.
Они работали как волы и лошади. Съёмки в пустыне по 16 часов в день при сорокаградусной жаре. Ночёвки чёрт-те как и чёрт-те где.
И самый культурный шок: фильм снимался два года. И эти два года Фэйт ра-бо-та-ла. Как все люди, пять дней в неделю, 40 часов. И на второй работе – ещё столько же, потому что денег не хватало. Фильм снимался по выходным: по сцене в день, две сцены за уик-энд. Каждые выходные толпа хотродеров и актёров ехала на новую локацию и отснимала там очередную сцену. Фэйт два года не отдыхала вообще. Когда ей выпадал отпуск, она снимала все дни подряд, без перерывов. Актёры спали по 6 часов и снова рвались в бой.
И получился фильм длиной 128 минут. Порядка 65% его действия – это флэшбеки в 1953…59 годы, остальные 35% - наше время.
И фильм имел успех. Конечно, он вышел только на DVD – в конце 2009 года. Но он имел такой успех на DVD, что уже к весне 2010 года крупные прокатные компании пожелали купить его для демонстрации в кинотеатрах! В мае сделка состоялась, и 14 ноября 2010 года фильм триумфально прошёл в кинотеатрах США.
Фэйт, ху из Фэйт?
Фэйт Грэнджер родилась в Ницце (Франция), потом её родители переехали по работе в Бейрут (Ливан). В 1975 году в Ливане началась гражданская война – и девочка видела все её ужасы. Война длилась 15 лет, но в это время гражданская жизнь в стране продолжалась. Фэйт с 12 лет писала музыку, выигрывала конкурсы молодых исполнителей, а в 1987 году, в возрасте 18 лет, эмигрировала из раздираемой конфликтами страны в США, где и осела. В Ливане остались её песни, крутившиеся по единственной на тот момент ливанской FM радиостанции.
Живя в Лос-Анжелесе она собрала группу Alternate Faith (www.alternatefaith.com).
Основной инструмент Фэйт, как ни странно, вовсе не гитара, а… ситар.
Обычно она поёт, аккомпанируя себе именно на ситаре. Хотя бывает берёт домру, мандолину или банджо – она самоучка-мультиинструменталист. За 20 лет группа записала несколько дисков и дала более 500 концертов.
Вот так. Приехать в чужую страну без гроша в кармане. Самостоятельно научиться играть на нескольких инструментах (ситар – это вообще жесть). Научиться реставрировать автомобили (она даже поршни сама растачивала, да). А потом всё ввалить в Свой Фильм, где быть режиссёром, сценаристом, актрисой, оператором, продюсером, композитором, менеджером по всем вопросам, костюмером, гримёром и так далее.
А вам слабо? Слабо.